Архитектурные выставки
Якова Чернихова

Издания

Якова Чернихова

"Всегда, везде и всюду заменяй слово графикой"

БИОГРАФИЯ

ЯКОВ ЧЕРНИХОВ 

АРХИТЕКТОР - ХУДОЖНИК

(1889 - 1951 гг.)

Яков Чернихов родился 30 декабря 1889 г. в городе Павлограде Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область) в семье, где кроме него было еще 11 детей. В 1906 г. Чернихов уезжает из Павлограда в Одессу и поступает в Одесское Художественное училище - филиал Петербургской Академии художеств. В поисках средств к существованию молодому Чернихову приходилось работать грузчиком в порту, картонажником, резчиком паспарту, ретушером и фотографом, помощником архитектора при проектировании и строительстве Одесской торгово-промышленной выставки, благодаря чему он рано овладел различными сторонами графического рукотворного ремесла.

 

В 1914 г., окончив Училище, Чернихов переезжает в Петербург (c 31 августа 1914 г. - Петроград, с 26 января 1924 г. - Ленинград) и поступает на живописном отделении Академии художеств и одновременно на Высшие педагогические курсы Академии. В 1916 г. он переходит на архитектурное отделение и заканчивает его в1925 г. в званиии архитектора-художника. Его учителями были такие педагоги классической школы, как Кириак Костанди и Геннадий Ладыженский в Одессе; Владимир Беклемишев, Дмитрий Кардовский, Георгий Косяков, Иван Фомин и главный его "наставник" - академик архитектуры Леонтий Бенуа — в Петрограде.

Впервые Яков Чернихов начал самостоятельно работать в области начертательного искусства и графики в 1912 г.; в том же году начинается его педагогическая деятельность, которую он продолжает до конца жизни. В 1927 г. Чернихов организует в Ленинграде собственную "Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования", где в кругу учеников и помощников разворачивает активную экспериментаторскую и проектную деятельность. Сравнительно поздно включившись в движение конструктивизма, когда уже миновал пик лабораторных поисков, на рубеже 1920 — 1930-х гг. Чернихов издает в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принесшие ему мировую известность и титул "советского Пиранези": "Основы современной архитектуры" (1929 — 1930), "Конструкция архитектурных и машинных форм" (1931), "Архитектурные фантазии. 101 композиция" (1933). Великолепно оформленные и изданные,  эти книги впоследствии послужили источником вдохновения для многих поколений архитекторов.

В 1933 г. по указанию Сергея Кирова в Аничковом дворце в Ленинграде была развернута выставка работ Якова Чернихова "2222 архитектурные фантазии".  

 

Тогда, в начале 1930-х, когда только разворачивалось строительство нового государства, архитектурные фантазии Якова Чернихова воспринимались как несбыточные, а многим профессионалам, знавшим цену реализации проектного замысла, казались и вовсе утопией, несмотря на царивший в архитектурных кругах дух всеобщего обновления и устремленности в будущее. Наверное, поэтому после выхода в свет книги Чернихова "Основы современной архитектуры" академик архитектуры Александр Дмитриев адресовал ему фразу, выбитую на фасаде главного павильона Дармштадской художественно-промышленной выставки, - "Свой мир покажи, художник, которого никогда не было и никогда не будет". 

Обладая способностью жить мириадами идей сразу, Яков Чернихов выражал себя прежде всего в жанре архитектурной фантазии, где словно воссоединяются пространственные и графические элементы архитектуры. Архитектурная графика - в его интерпретации самостоятельная область творчества - сообщает зрителю свое прочтение мира через индивидуальный образ мышления своего творца. Поэтому произведения эти живут такой же самостоятельной жизнью, как картина, скульптура или построенное сооружение. Их явно ощутимая архитектоника в сочетании со строгой изысканностью и музыкальностью оказывают на зрителя своеобразное магнетическое действие. И потому искусство Якова Чернихова трудно поддается какой-либо классификации. В те годы художника зачастую оценивали прежде всего как уникального мастера архитектурной графики. Действительно, он в совершенстве владел всеми известными видами графической техники, хотя для него она не была самоцелью, точнее, единственной целью. Его пристрастие к рукотворному графическому искусству в век машинной графики, им же и предсказанной, ныне кажется странным и старомодным. Но он был абсолютно уверен, что в новом веке графика станет поистине универсальным языком цивилизации, и необходимо не только знать его, но и свободно владеть им, уметь выражать с его помощью мысли и возникающие представления, конструировать и компоновать новые формы. Графика Якова Чернихова - и средство выражения, и средство сочинения одновременно.

 

Архитектурные фантазии Якова Чернихова, как и проекты Ивана Леонидова, работы Константина Мельникова и других пионеров советской архитектуры, даже невоплощенные, открыли для последующих поколений возможность познания великого искусства архитектуры во всем его неисчислимом богатстве и красоте. "Если бы реализовать все задуманное тогда! - воскликнул позже Константин Мельников, имея в виду 1920-е годы. - Мы обездолили искусством несколько поколений".
 

 

Яков Чернихов ведет занятия. Ленинград, середина 1920-х

Яков Чернихов в графическом кабинете Ветеринарного микробиологического института РККА. Ленинград, 1924

Петербургская Академия художеств. Яков Чернихов — второй справа. Петроград, 1916

  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • White YouTube Icon