ДВОРЦЫ КОММУНИЗМА / 1934 - 1941

АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ / 1937 - 1943

ПАНТЕОНЫ ВОВ  / 1942 - 1945

В середине 1930-х гг., после разгрома конструктивизма и провозглашения принципиально нового подхода в идеологии архитектуры Советской России, Яков Чернихов, как и многие другие, подвергся жестокой критике. Из библиотек были изъяты его книги, а уже склишированные труды не были изданы. Несмотря на это, Чернихов сохраняет способность генерировать новые идеи. Теперь уже действительно в пиранезианском стиле в 1934 — 1946гг. он создает циклы работ "Архитектура дворцов", "Архитектурные ансамбли", "Архитектура будущего", "Архитектура мостов", "Дворцы коммунизма", в которых не только исследует образ архитектуры новой эпохи, но и вопросы формирования архитектурного ансамбля.

 

"Героика сталинской эпохи несомненно найдет в архитектурных сооружениях тот выразительный и лаконичный образ, который выдвинет особую категорию композиционных трактовок пространственных форм. Пышность и парадность, подъем и торжество, радость и счастье, мощь и силу — все это я стремился отобразить в композиционных фантазиях "Дворцы коммунизма". В ансамблях дворцы коммунизма центрируют собой виднейшие сооружения, влияя на общий силуэт города. Вопрос силуэта города играет весьма значительную роль при осуществлении сооружений в натуре. Архитектура как искусство пространственных форм, как постоянно видимый и ощутимый образ является одним из могущественных факторов убедительной пропаганды великих идей коммунизма. Поэтому я стремился в проектируемых сооружениях показать те грандиозные перевоплощения человечества, которые впервые в истории жизни народов получили свое осуществление в нашей социалистической стране".

 

"Параллельно с тем, что я использую все богатство прошлого, но в новом его звучании, в унисон нашей советской социалистической действительности, я стремлюсь найти новый стиль, новые архитектурные формы и новые виды отображения творческих представлений. Поэтому я сосредоточил свое внимание на архитектурных фантазиях, так как считаю, что только таким путем имеется возможность разрешить столь сложную и ответственную проблему идеологической обоснованности сооружения… Глубокая творческая проработка решения объемно-пространственных объектов в ясных, идейно-выдержанных обоснованиях помогут нам создать социалистическую советскую архитектуру. И так как параллельно с этим затрагиваются вопросы широкого ансамбля, то необходимо композиционным образом выкристаллизовать все то богатство форм и организации пространства, которые мне мыслятся и представляются".

Композиции из цикла "Пантеоны Великой Отечественной войны" 

Дворец науки и искусства. Композиция из цикла "Дворцы коммунизма"

Композиция из цикла "Архитектурные ансамбли"

В 1942 г., когда Союзом архитекторов после разгрома фашистских войск под Сталинградом был объявлен конкурс на памятники героям войны, Яков Чернихов создает проектно-графическую сюиту "Пантеоны Великой Отечественной войны", в которой нашли воплощение трагедия и величие России во Второй мировой войне. К конкурсу, прошедшему в 1943 г., Чернихов подготовил 9 проектов-перспектив пантеонов, решенных в необычном для автора большом формате (900 x 1200 мм), и разработал подробную программу пантеона, задуманного как грандиозный музей. После окончания войны число проектов превысило 50. Варианты пантеонов прорабатывались в многочисленных проекциях тематически и композиционно (фасады, разрезы и генпланы) для городов-героев Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Севастополя, Киева, Минска и Одессы. Наряду с этим Яков Чернихов создал ряд проектов пантеонов, которые представляли собой героическую усыпальницу полководцев и героев Великой Отечественной войны.

 

"Как смерч пронеслась война по обширным просторам нашей страны, оставив после себя опустошенными и разрушенными огромные пространства земли. 

Целые пустыни смерти появились на месте сотен городов и миллионов населенных пунктов. В том, что все это будет в будущем восстановлено, и вновь закипит жизнь в этих местах, ни у кого нет сомнения. Героизм народа и отдельных его сынов найдут отклик в среде зодчих, которые запечатлеют эти подвиги в зримых, величественных сооружениях монументов, пантеонов, памятников, триумфальных арок и других достойных архитектурных произведениях. Так оно будет в действительности. И каждый из нас должен в полной мере своих дарований создать лучшее, что в его силах".

Композиции из цикла "Пантеоны Великой Отечественной войны" 

  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • White YouTube Icon