ОРНАМЕНТ / 1912 - 1930

"Как ни скромно было это начинание, оно явилось основой всех дальнейших моих исканий".

Яков Чернихов

Ритмоструктуры новой эпохи

В 1912 г., обучаясь в Одесском художественном училище, Яков Чернихов увлекся построениями классического орнамента, который стал для него своеобразным фундаментом, позволившим развить в новых направлениях вопросы графических изображений. "Ритмы старше образов — и в сознании, и в искусстве". В истории культуры орнамент, как и танец, а позже — музыка и архитектура, фиксировал именно ритмы, оставляя потомкам своеобразные осциллограммы эпохи.

 

Свыше 3000 орнаментальных построений, собственноручно выполненных Черниховым, составили 50 разделов его капитального труда — "Орнамент", который был издан в 1930 г. Он обнаружил и проанализировал способы, посредством  которых производится  построение сложнейших видов орнамента, выделив в качестве методического приема "удробление" и "усложнение" изображения с привлечением композиционных приемов тона и цвета, что вместе взятое позволило ему свободно изменять направление и иерархию ритмов и варьировать ими. Все упражнения книги, составленной как учебное пособие, были нацелены "не на подражание стильным орнаментам или их реконструкцию, а на создание свободных композиций", потому что "только с помощью развития собственной фантазии можно установить свое отношение к орнаментальным формам и выйти на путь самостоятельных изысканий". Открытые Черниховым новые виды орнамента — "сеточные", «плетеные", "штриховые" и "силуэтные", как несколько старомодно он сам их называл, предвосхитили — за полстолетия! — компьютерную графику и попарт. Эти орнаменты обладают способностью жить в трехмерном пространстве и развиваться в любых его направлениях, в отличие от классического "двухмерного" орнамента, чьи построения разворачивались на поверхности бумаги, ткани, отдельных предметов или стен. "В отличие от общеизвестных исторических типов орнаментики наша эпоха создала свой собственный орнаментальный стиль, новые формы графических начертаний, которые подсказаны всем укладом, запросами и требованиями современной жизни".

Графоаналитические исследования геометрического орнамента, предпринятые Яковом Черниховым, привели его к мысли, что дальнейшее развитие этого вида  искусства, к тому времени уже превратившегося в изощренное версификаторство, может произойти только с переходом на новый, более сложный уровень ритмообразования и композиции.

"Основные принципы построения классического орнамента (симметрия, ритм, повторение и пр.) слишком ограничивали собою диапазон работы и не давали простора для дальнейших продвижений. Отказавшись от этих принципов и заменив их другими — новыми, я путем больших экспериментов обнаружил необычайно богатую область, где композиционно-творческий метод нашел для себя неограниченный простор. Я заменил симметрию — асимметрией, а ритм повторения — ритмом соотношений. Но особенно важным было появление совершенно новой тематики построений — статических, динамических, конструктивных и пр. И самым ценным во всех этих композициях было то, что они позволяли наиболее полно выявлять творческие наклонности каждого исполнителя. Применение новых построений для утилитарных целей (тканей, обоев, обложек, иллюстраций, плакатов, текстильной и полиграфической промышленности и пр.) показало и другую их способность — служить для более высоких принципов графического искусства".

Композиции двойного цвета из цикла «Орнамент». 

Композиции сеточной круговой симметрии из цикла «Орнамент»

Экспериментируя над созданием "нового орнамента", Чернихов разработал принципы построения сложнейших композиций из беспредметных элементов.

"В отличие от классической орнаментики, беспредметно-чертежная графика новой формации представляет собою исключительное по своей ценности замыслов явление".

 

Провозглашая оду ритму соотношений и асимметрии, Яков Чернихов, подобно многим ученым, художникам, поэтам и музыкантам рубежа веков, был убежден, что именно глобальная смена ритма послужит основой переворота в искусстве и архитектуре.

  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • White YouTube Icon