АРХИТЕКТУРНЫЕ СКАЗКИ / 1930 - 1934

АРХИТЕКТУРА ИНДУСТРИИ / 1932 - 1936

"Я, конечно, далеко зашел в своей фантазии… но полагаю, что вся моя фантазия ни в ка- кой степени не охватила всего того богатства форм, разнообразия и содержания, какие были в действительности".

Яков Чернихов

Одновременно с поисками в области современной архитектуры Яков Чернихов в конце 1920-х начале 1930-х гг. создает цикл "Живописной архитектуры", куда вошли "Архитектурные сказки", "Архитектурная романтика", "Старые города", "Архитектура деревянных строений", "Мельницы". В своих "Сказках" Чернихов не только воссоздает атмосферу известных нам стилей прошлого, как в композициях на тему старой Италии или древнерусского зодчества, но и реконструирует архитектуру давно исчезнувших городов, будь то древний Вавилон или строения Неолита.

 

Фантазия его проникает в глубочайшие пласты архитектурного творчества забытых и полузабытых народов, возрождая не только архитектуру прошлых эпох, но и будто бы возможные фантазии тех зодчих, чьи имена, увы, не сохранило время. Это сны наяву, "воспоминания о будущем". Если в нашем знании архитектура эпохи Возрождения и вся последующая ее история неотделима от архитектурных фантазий Леонардо да Винчи и Пиранези, Булле и Мендельсона, Сант-Элиа и русских конструктивистов, то архитектуру более ранних периодов мы узнаем лишь по реальным постройкам. "Мы не знаем и никогда уже не сможем узнать, о чем они мечтали, строители древности, какие миры и композиции возникали в их сознании. Ибо трудно представить себе, что архитектор во все времена мыслил лишь категориями канона. Наверное, всегда были архитекторы, которые, как бы они ни назывались и в каких бы условиях ни работали, мечтали и фантазировали о большем, нежели могли осуществить."

 

"Я избрал тематику архитектурных сказок потому, что нашел необходимым осуществить на практике результат „безудержного фантазирования“ и посмотреть к чему это приведет. 

Я хотел увидеть и убедиться на действительных фактах, какой получится эффект претворения в наглядных, видимых образах „неограниченной и беспредельной фантазии“. Это настоятельное желание у меня появилось вследствие того, что я мыслил себе, что нормальный мозг человека никогда не сможет создать абсурда, как бы ни была „фантастична“ архитектурная продукция зодчего. В своих „хотениях“ я допускал и большее — абсолютную оторванность от реального мира... — переключение в область утопий, иллюзий и эфемерных представлений. Я искал архитектуру всех времен, эпох и народов. Я углубился в самые сокровенные места измышлений и фантастики. Я обнаружил невиданные сокровищницы представлений и перенес себя и зрителя в мир неведомых, острых и интереснейших переживаний. Наряду с этим я часто слышал по своему адресу от лиц, коим не было известно о моих новых экспериментах, о том, что мои работы идут в плоскости одной фантастики, оторванной от действительности. Мнения многих сводились к тому, чтобы я оставил свои „беспочвенные“, хотя и красивые, искания и стал бы заниматься тем самым „реальным — действительным проектированием“, которым занимаются все. Несмотря на то, что отжившая архитектура ни с конструктивной, ни с какой-либо другой точки зрения не может быть нами использована, все же она представляет один из интереснейших этапов архитектурного пейзажа. Возврат к глубоким минувшим временам путем только образно- графических построений выявляется у нас потребностью к живописным процессам архитектурного содержания и контраста современному механизированному искусству строительства. От самых примитивных архитектурных строений: глинобитных, тростниковых, деревянных, каменных и прочих, и до сложных стилевых я добивался того, как „оформляется пространство“, как оно „орнаментативно обрабатывается“".

Композиции из цикла "Архитектурные сказки"

Композиции из цикла "Архитектура индустрии"

  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • White YouTube Icon