ПОСТРОЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ШРИФТА  / 1945 - 1951

Система модульной метрики букв

Графоаналитическое исследование шрифта началось в самую раннюю пору творческой деятельности Якова Чернихова. Уже в своих рабочих альбомах студенческого периода он тщательно компонует страницы и с особым вниманием подбирает шрифты для названия тем. Небольшой блокнот 1915 г., названный Черниховым "Мой спутник", содержит среди прочих тем, намеченных автором для дальнейших исследовательских разработок, таблицы разных алфавитов: латинского, греческого, финикийского, арабского.

 

В 1945 г. Чернихов приступает к научно-исследовательской работе, которая первоначально была задумана как пособие для архитекторов, знакомящее с правилами воспроизведения шрифтов. Увлекшись этой темой, Яков Чернихов обнаружил богатейшие материалы по русской письменности и графике шрифтов, которые он собирал и систематизировал несколько лет. Он составил обширную библиографию по шрифтам и другим документам письменности. Список литературы из фондов библиотеки им. В. И. Ленина включает около 200 изданий по азбуке, алфавиту на различных языках. Собирая и систематизируя материал в библиотеках и архивах, Чернихов выполняет множество зарисовок и выписок, делает кальки сложнейших шрифтов, подбирает цитаты великих архитекторов прошлого.

Из письма Якова Чернихова Станиславу Земцову, от 22.06.1950 г.: "Дорогой друг, я увлекся модульным построением классического шрифта. Я сначала хотел ограничиться только созданием труда на тему "Архитектурные шрифты", но неожиданно развернул работу на более широкую тему, когда обнаружил необычайные материалы в работах классиков архитектуры и живописи: Леонардо да Винчи, Пиранези, Альберти, Серлио, Дюрера, Пачиоли, Тори, Джорджоне и мн. др. У нас, на русском языке, таких исследований нет, но зато у нас есть изумительное богатство, оставленное нам в русских письменах. Я разыскал материалы гражданского шрифта еще до Петровской реформы. Шрифт, утвержденный Петром, является одним из ценнейших русских творений. Русское барокко, Елизаветинский шрифт, русский ампир и пр. — столь богатый и совершенный материал, что давно надо было дать ему математическое обоснование и на сегодняшний день я успел это сделать, применив Модуль-Парту и Секунду".

 

Работа Якова Чернихова переросла ранее намеченные рамки и перешла в область теоретических основ шрифтовой графики. Чернихов применил к построению шрифтов отдельные принципы теории архитектурных форм, имеющих много общего со шрифтовыми формами, которые подчиняются тем же закономерностям. Блестяще владея графикой, Чернихов провел универсальный графический анализ и дал точную геометрическую основу для построения шрифтов. Разработанная им система модульной метрики букв позволяет распространить ее с различными изменениями на все виды шрифтов, даже не имеющих явных закономерностей в своих начертаниях.

 

Свою исследовательскую работу автор намеревался закончить в 1951 г. Он успел подготовить 171 таблицу по теме "Анализ модульного построения классических шрифтов" (большая часть была графирована его дочерью от первого брака Верой Черниховой). Выполненная работа составляла только треть от намеченного им объема исследований, которые должны были охватить все шрифты мира, включая самые экзотические, имеющие произвольное начертание. Книга «Построение шрифтов» (Москва, 1958)  с предисловием и комментариями Н. А. Соболева была издана уже после смерти Якова Чернихова и содержала 22 таблицы, воспроизводившие наиболее значительные и интересные русские и латинские шрифты, относящиеся к различным историческим периодам, начиная с ХI века.

Начертание буквы «Д» русского шрифта. Фрагмент таблицы. Архив М. Черниховой.

Древнеславянский алфавит ХVI — ХVIII вв.  Я. Чернихов, Н. Соболев. Построение шрифтов. М., 1958. Фрагмент таб. № 3

Академический шрифт. Фрагмент таб. № 21.

Русский алфавит. Украинский шрифт. Фрагмент таб. № 23

Гражданский и древнеславянский алфавиты. Я. Чернихов, Н. Соболев . Построение шрифтов. М., 1958. Таб. № 1

Латинский алфавит. «Романский» шрифт (модулированный). Я. Чернихов, Н. Соболев. Построение шрифтов. М., 1958. Фрагмент таб. № 30

  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • White YouTube Icon