ЭКСПРИМАТИКА / 1915 - 1920

"К изображению предмета надо идти от беспредметности".

Яков Чернихов

Конструктивно-графический метод
 

Экспериментируя в области беспредметной графики, Яков Чернихов создал систему, "в корне изменившую всю „подоплеку“  конструирования изображения" и назвал этот новый вид графического искусства  ЭКСПРИМАТИКОЙ. В авторской трактовке термин означает наилучший способ выражения — от французского глагола exprimer.

 

Эксприматизм Чернихов определял как графический метод, выражающий представления о конструктивной сущности предмета при посредстве геометрических форм. "Эксприматика как система определенных приемов начертания основана на использовании основных геометрических элементов, дающих при их гармоничном и конструктивном сочетании различные, так называемые „бес- предметные“ изображения".

 

"Точка, линия, плоскость, поверхность и объем — вот основные элементы эксприматического черчения. Все эти элементы названы условно „беспредметными“, так как в нашей системе они абсолютно обезличены и играют только служебную рабочую роль". "Эксприматика ни в одном случае не пользуется элементами предметности, дабы не стеснять нашу творческую фантазию, давая широкий простор проявлению самых различных композиционных замыслов". "Как соответствующее сочетание звуков дает нам музыкальное произведение, так и мы построим и скомпонуем такое изображение, в котором линии будут музыкально построены. Выявим в линии ее подлинную красоту и свяжем одно сочетание кривизны с другим так, как связывают ноту с нотой в музыке". "От линейно-графических построений мы переходим к плоскостным композициям, затем к изучению композиции поверхности и, наконец, к пространственным задачам. Вместе с тем мы изучаем все виды фигур и их возможные сочетания друг с другом; мы затрагиваем область прозрачных плоскостей и объемов; мы строим объемы всех видов и характеров и не оставляем без внимания запросы конструктивизма, ритма, гармонии, равновесия…". 

"Самое интересное и новое в подобном подходе заключается в том, что помимо всех прочих возможностей в начертании при использовании беспредметности, мы в конечном результате получаем исполнителя, свободно умеющего выполнять задачи, основанные на натуре — „предмете“ . На тех же самых принципах, на каких строятся беспредметные композиции, строятся и композиции предмета. А потому можем, как лозунг, сказать: „К предмету надо идти от бес- предметности!“.

 

Курс эксприматического черчения имел, прежде всего, дидактическое значение и был разработан его автором с методическим уклоном. Эксприматика, по мнению Якова Чернихова, "является руководством к овладению искусством начертания", равно как и «теоретическим обоснованием новой системы отображения наших представлений, основанной на широком использовании принципов беспредметности". 

Наиболее ценными принципами Эксприматики в обучении графике сам автор считал:

  • Легкость и доступность изучения и развития пространственных представлений.

  • Развитие композиционных приемов.

  • Выявление творческих особенностей и развитие сочинительства.

  • Составление графических задач и их последующее индивидуальное развитие.

  • Выявление ценностей асимметрического построения.

  • Развитие ритма соотношений форм.

  • Построение новых асимметрических орнаментов.

  • Изучение конструктивных основ. Аналитический прием графических изложений.

 

"Эксприматизм играет разнообразную роль в художественном образовании. В одном случае он дает целую систему теоретических знаний, уясняя в убедительной форме различные проблемы композиционной гармонии; в другом случае мы прорабатываем конструктивную связь и ритмическую выразительность в компонуемых произведениях; в третьем случае эксприматизм вооружает человека практическими знаниями, давая ему ряд навыков, которые могут принести пользу в самых разнообразных областях практической деятельности; а также эксприматика служит чисто воспитательным средством, вырабатывая широкий кругозор и легкость регламентации наших затей и представлений".

 

"Будучи тесно связана с запросами и потребностями современной жизни и являясь в известной степени порождением нового социального быта, новая графика рвет свою связь с консерватизмом и традиционализмом старых методов. Наибольшее свое использование эксприматика имеет в тех областях, которые эксплуатируют начертание в максимальных возможностях. Таким образом, проблемы эксприматики связаны с проблемами инженерии, с идустриально-техническим прогрессом, c книжной графикой, с полиграфией, с театральными постановками".

Композиция № 80  «Сочетание овалов двойного цвета» из цикла "Конструкция архитектурных и машинных форм". 1927 — 1931

  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • White YouTube Icon