ВОЕННАЯ МАСКИРОВКА / 1942 - 1945

Живописная драматургия маскировочного дизайна

По заказу Отдела военных маскировок Наркомата обороны СССР с 1942 г. Яков Чернихов трудился над созданием научно-исследовательской работы "Военная маскировка", предназначенной для военных и специальных учебных заведений. Теоретическая часть исследования осталась незавершенной. Ее сопровождало свыше 100 красочных композиций.

 

Одна из главных идей маскировки - слияние с фонами, изменение формы и целостности объекта. Конкретный узор и расцветка камуфляжа в разных странах варьировались, однако базовый принцип "разбивающего рисунка" оставался неизменным. В целом же, маскировка предоставляла большой простор для творчества художников и экспериментов ученых. Именно художники как мастера создания оптических иллюзий были призваны для разработки форм и методов маскировки.

 

Маскировка больших поверхностей, рассчитанная на наблюдение неприятелем с больших высот, с самолета, выполнялась утрированно - плакатным рисунком с контрастной расцветкой. Хотя изобретатель камуфляжа - французский художник Гуиранд де Севола (Guirand de Scevola) (1871 - 1950) - не был кубистом, Пикассо, Брак, и другие художники-кубисты сыграли  важную роль в создании и разработке концепции камуфляжа.  Художники-маскировщики использовали такие характерные для кубистов приемы, как разложение предмета на составляющие геометрические формы, энергичный ритм линий и пятен, контрастный переход от одной формы к другой, что помогало искусно замаскировать форму предмета, разрушить его контур, вызывая его таяние на фоне окружающей обстановки.  

По словам Гертруды Стайн, когда Пикассо увидел во время Первой мировой войны пушки, разукрашенные по законам военной маскировки, он с удивлением воскликнул: "Так это же мы - кубисты, кто впервые стали рисовать таким образом!".

 

И кубизм, и камуфляж отвергали традиционные способы размещения объектов в иерархии пространственной структуры, независимо от того, в художественном пространстве или на  поле боя, разбивая визуальные границы между объектом и фоном.  Во всем этом цвет играл значительную роль.

 

В своих композициях Яков Чернихов прорабатывает варианты деформирующей окраски - крупнопятнистой, многоцветной, применяемой для маскировки подвижных объектов, обладающих резко выраженной типичной формой, значительными габаритами, отчетливо заметными на переменных фонах. Эффект деформирующей окраски заключается в том, чтобы часть цветных пятен сливалась для наблюдателя с изменившимся участком фона. Взаимное расположение и чередование пятен должно быть всегда несимметричным, а их размеры зависят от вероятной дистанции наблюдения и обеспечивают четкую видимость цветной маскировочной окраски, разрушающей форму объекта.

 

Архитектор-художник по своему двойному образованию, Яков Чернихов создавал варианты маскировочного дизайна с учетом специфики масштабного проектирования, цель которого — превратить объекты в бесформенную, нераспознаваемую массу. В пределах технической задачи военной маскировки работы Якова Чернихова обрели столь сложную драматургию, что претендуют на роль самостоятельных живописных композиций благодаря высокому трагическому антивоенному звучанию.

  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • White YouTube Icon