ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ  / 1925 - 1929

"Функциональность, рациональность, целевая установка, конструктивность и целесообразность — суть понятия в высшей степени необходимые в известные моменты их применения, но замена ими понятия красоты невозможна".

Яков Чернихов

Создание новых форм

 

Классика, став к XX веку статичной, уже не обнаруживала той энергии, которая позволила бы ей развиваться и варьироваться творчески. Она перестала быть жизнеспособной, "плодоносить". Знаком ухода ее стал "модерн" — прощальная и пронзительная нота всей старой культуры.

 

Особенностью 1920-х гг. было то, что архитектура вслед за музыкой и другими искусствами испытала состояние, которое у музыкантов называется "снижением уровня сложности". Примечательно, что именно в эти годы в Европе появился термин "элементаризм", который весьма точно характеризовал эстетический уровень большинства построек тех лет.

 

В 1930 г. Чернихов публикует свой первый в области архитектуры крупный труд "Основы современной архитектуры", где им переосмысливаются  такие фундаментальные понятия зодчества, как пространство, гармония, статика, функциональность, конструкция, композиция, исходя из ранее выдвинутого постулата о коренной смене ритмов в пользу ритма соотношений и господства асимметрии. "Основы современной архитектуры" содержат в себе образцы абстрактно-композиционного творчества в области архитектурных форм. В то же время, метод построений этих композиций позволяет их автору в каждом случае получить вполне конкретный образ сооружения, выражающий определенные устремления и отчетливо сформулированные замыслы. Появление "Основ..." в то время, когда поиски нового стиля по существу только начинались, и вопросы методического характера имели первостепенное значение, было чрезвычайно актуальным. По сути своей эта книга стала не только декларацией новой архитектуры, но и ее "начальным" учебником.

 

"С 1919 года я стал производить эксперименты и опыты в области архитектурных проблем. К 1924 году работа стала принимать характер определенной и четкой системы. Созданная мною книга "Основы современной архитектуры" представляет собой ряд опытов, экспериментов и исканий, где я пытаюсь найти те формы и те пути, с помощью которых можно создать новый образ. Под основами архитектуры следует понимать как бы начало или первообразование архитектурных форм, архитектурных установок и архитектурных принципов. Основы построены на принципах асимметрии, ритме масс, гармонии составляющих, ритме соотношений, удара выразительности участвующих элементов".

 

"Отвергая голую, аскетическую коробочную архитектуру, не дающую никакого архитектурного насыщения пространства и не удовлетворяющую наш глаз ни с эстетической стороны, ни со стороны эмоциональных переживаний, я пытался путем созвучия основных масс добиться действительного выразительного архитектурного образа в новых формах".

 

"Архитектура становится искусством только тогда, когда ее образы-творения воспринимаются как ценности художественного порядка".

 

"Зодчий не должен ограничивать сферу своей работы узкими рамками и рабскими подражаниями, а в нужных случаях, путем своей могучей фантазии, преодолевать препятствия и смело забегать вперед. Неправильно и неверно мыслят все те, кто полагает, что деятельность архитектора должна охватывать собой только текущие реальные требования.

Путь, избранный мной с самого начала, дал полную и твердую уверенность в том, что та система, которая создана мной, есть система „конкретных достоинств“. Все отвлеченное, беспредметное, абстрактное, фантастическое, надуманное, эфемерное, иллюзорное и утопичное — все, что только по пути моих исканий имело место, — все это есть отдельные этапы творческих процессов, необходимые по самой своей сути и могущие быть в полной мере использованы для самых высоких художественных и утилитарных целей".

Композиция № 156 "Динамичная конструкция наклона"

Композиция № 152 "Завод-город"

Композиция № 212 "Цирк-стадион"

  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon
  • White YouTube Icon