«В задачу архитектурной фантазии входит как непременное условие: заглянуть несколько дальше и глубже в пространство времени».

АРХИТЕКТУРНЫЕ

ФАНТАЗИИ.

101 КОМПОЗИЦИЯ

101-B-fond.jpg

Обладая способностью жить мириадами идей сразу, Яков Чернихов выражал себя прежде всего в жанре архитектурной фантазии, где словно воссоединяются пространственные и графические элементы архитектуры.«Умение фантазировать и претворять образы фантазии в видимое начертание – есть первая основа новой архитектуры» – это положение, провозглашенное в первой книге Якова Чернихова по архитектуре, является манифестом всего его творчества. Он был глубоко убежден, что можно и нужно учить фантазировать, управлять своим творческим и композиторским началом. За умением стоит дисциплина, а значит школа. Он призывал не только к развитию воображения и образного мышления, но и к совершенствованию изобразительных методик, «творческого инструментария», позволяющего достичь наибольшего соответствия между мыслью и ее реализацией.

 

Задания на разработку композиционных фантазий составляли основу его авторского «метода композиционного сочинительства», разработанного для подготовки будущих архитекторов и инженеров. Яков Чернихов был убежден, что воспитание нового архитектора на образах фантазий является могущественным фактором прогресса архитектуры. Это подтверждали результаты его обширной педагогической практики и эксперименты в области современной архитектуры. Фантазирование было для Чернихова способом профессионального мышления. Не ограничивая ничем свою фан­тазию, он создавал композиции, которые противоречили обычному пониманию архитектурных произведений, предвосхищая и опережая развитие архитектурной мысли. «Если бы реализовать задуманное тогда, – воскликнул позже Константин Мельников, имея в виду 20-е годы, – мы обездолили бы Искусством несколько поколений».

В 1933 году вышла последняя и самая лучшая книга, изданная при жизни Якова Чернихова и подводящая итог его исканиям форм и образов новой архитектуры – «Архитектурные фантазии: 101 композиция» - это 101 композиция в красках и 101 в черно-белом исполнении. Это было время перелома в истории советской архитектуры – конец эпохи фантазии и творческих поисков.Постановлением ЦК от 23 апреля 1932 г., были распущены все формально независимые художественные организации и созданы «единые творческие Союзы», в том числе и Союз архи­текторов. В силу вступили новые государственные критерии архи­тектурного качества – на основе «освоения классического на­следия». Книги Чернихова остались невостребованными.В СССР была проведена реформа архитектурного образова­ния, единственным критерием профессионального качества стало умение рисовать стилизованные под классику фасады.

Во все времена зодчие мечтали о большем, чем могли осуществить, но в силу несовершенства памяти человечества история не сохранила нам имен многих мечтателей и поэтов архитектуры. Но уже сегодня наше знание искусства архитектуры неотделимо от фантазий Джованни Баттиста Пиранези и Леонардо да Винчи, Этьен-Луи Булле и Клод-Никола Леду, Антонио Сант-Элиа и Эриха Мендельсона, русских конструктивистов.

Архитектурные фантазии Якова Чернихова вошли в золотой фонд современной архитектуры, определив его репутацию в мире как блестящего композитора архитектуры будущего. Графические шедевры мастера оказали влияние на несколько поколений архитекторов, а великолепно оформленные труды Чернихова и сегодня остаются настольными книгами архитекторов и дизайнеров Европы, Америки и Японии. 

Москва, Цветной бульвар 30, стр. 1

+7  916 101 5668

info@icif.ru